Вопрос-ответ
Какие меры государственной поддержки оказываются на развитие садоводства и питомниководства?
В настоящее время государственная поддержка на развитие садоводства и питомниководства оказывается в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, приведенных в приложении № 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.
Средства предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, а также организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями (до вступления в товарное плодоношение, но не более 3 лет для садов интенсивного типа), включая питомники, в том числе на установку шпалеры, и (или) противоградовой сетки, и (или) систем орошения, и (или) раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений (в возрасте 20 лет и более начиная от года закладки при условии наличия у сельскохозяйственных товаропроизводителей проекта на закладку нового сада на раскорчеванной площади), понесенных сельскохозяйственными товаропроизводителями в текущем финансовом году, а также в предшествующем финансовом году в случае непредоставления соответствующей субсидии в предшествующем финансовом году на возмещение указанных затрат, понесенных в предшествующем финансовом году, при условии наличия у сельскохозяйственных товаропроизводителей проекта на закладку многолетних насаждений - по ставке на 1 гектар площади закладки и (или) ухода, при этом при расчете ставок на 1 гектар площади закладки садов интенсивного типа (семечковые, косточковые с соблюдением сорто-подвойных комбинаций) применяются повышающие коэффициенты для садов с плотностью посадки свыше 1250 растений на 1 гектар - не менее 1,4, свыше 2500 растений на 1 гектар - не менее 1,7, свыше 3500 растений на 1 гектар - не менее 3.
Расскажите о государственной поддержке развития птицеводства
Государственная поддержка развития птицеводства осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.
Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1528 (ред. от 26.04.2019) (далее - Правила льготного кредитования), предусматривается предоставление субсидии с 01.01.2017 напрямую кредитным организациям, участвующим в реализации Правил льготного кредитования в качестве уполномоченных банков, на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным организациям агропромышленного комплекса по ставке не более 5%.
Перечни направлений целевого использования льготных краткосрочных и льготных инвестиционных кредитов утверждены приказом Минсельхоза России от 24.01.2017 № 24 (ред. от 20.08.2019) «Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов».
В части поддержки развития птицеводства субсидии предоставляются по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с 01.01.2017 на срок от 2 до 8 лет, на:
реконструкцию и модернизацию птицеводческих комплексов (ферм) (для производства бройлерного поголовья кур - без увеличения посадочного поголовья в птичнике, что подтверждается в расчетах бизнес-плана инвестиционного проекта, а также проектно-сметной документацией) и приобретение оборудования для них;
строительство, реконструкцию и модернизацию репродукторов первого и второго порядка для разведения племенной птицы и приобретение оборудования для них;
строительство селекционно-генетических центров, приобретение технологического оборудования для селекционно-генетических центров; приобретение лабораторного оборудования и технических средств для селекционно-генетических центров, автоматизированных программ управления селекционно-племенной работы, приобретение племенной продукции (материала), техники и специализированного транспорта;
строительство, реконструкцию и модернизацию мясохладобоен, пунктов по приемке, первичной и (или) последующей (промышленной) переработке сельскохозяйственных животных, птицы и молока (включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции) и приобретение оборудования для них, а также специализированного транспорта для них; предприятий по глубокой переработке яиц и приобретение оборудования для них.
По краткосрочным кредитам предусматривается предоставление субсидии с 01.01.2017 сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных, кормов и ветеринарных препаратов, уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственных животных.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2018 № 1413 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса» предусмотрено оказание государственной поддержки на создание и модернизацию селекционно-генетических центров в птицеводстве.
Какие существуют меры государственной поддержки скотоводства?
Государственная поддержка скотоводства в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, осуществляется по следующим направлениям:
субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства предоставляется по следующим направлениям:
повышение продуктивности в молочном скотоводстве;
поддержка племенного молочного скотоводства;
развитие мясного скотоводства;
субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования предоставляется по следующим направлениям:
прирост производства молока;
развитие специализированного мясного скотоводства;
развитие малых форм хозяйствования (в виде грантов);
грантовая поддержка.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2018 № 1413 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса.
Также, предоставляются субсидии по инвестиционным и краткосрочным кредитам в рамках механизма льготного кредитования в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию по льготной ставке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1528.
Какие меры государственной поддержки оказываются на развитие картофелеводства и овощеводства открытого грунта?
В настоящее время существует государственная поддержка:
1) на развитие картофелеводства и овощеводства открытого грунта оказывается в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, приведенных в приложении № 7 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.
Средства предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающим критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв - по ставке на 1 гектар посевной площади, занятой в том числе картофелем и овощными культурами открытого фунта, при условии, что на посев при проведении агротехнологических работ получателями средств использовались семена сельскохозяйственных культур, сорта или гибриды которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по конкретному региону допуска, а также при условии, что сортовые и посевные качества таких семян соответствуют ГОСТ Р 52325-2005, ГОСТ Р 58472-2019, для овощных культур - ГОСТ 32592-2013, ГОСТ Р 30106-94, для картофеля - ГОСТ 33996-2016;
2) на развитие овощеводства открытого грунта оказывается в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, приведенных в приложении № 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.
Средства предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, а также организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на софинансирование мероприятий региональных программ, направленных на обеспечение прироста сельскохозяйственной продукции собственного производства в рамках приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса, по ставке на 1 гектар и (или) 1 тонну.
В определение «приоритетной подотрасли», в том числе входит производство овощей открытого грунта.
Какие меры государственной поддержки предусмотрены для строительства тепличных и грибоводческих комплексов?
Основной действенной мерой государственной поддержки на строительство тепличных и грибоводческих комплексов в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, является льготное краткосрочное и инвестиционное кредитование.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1528 предоставление субсидии с 01.01.2017 осуществляется напрямую кредитным организациям, участвующим в реализации правил льготного кредитования, в соответствии с порядком предусмотренным приказом Минсельхоза России от 24.01.2017. № 24 «Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов» (далее - Приказ).
В соответствии с приложением №1 к Приказу льготный краткосрочный кредит предоставляется:
сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов) по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с 01.01.2017 на срок до 1 года, на цели развития подотрасли растениеводства на:
приобретение:
горюче-смазочных материалов;
химических и биологических средств защиты растений, минеральных, органических и микробиологических удобрений, регуляторов роста;
посадочного материала;
электроэнергии, водоснабжения, природного газа (включая его транспортировку) и тепловой энергии, используемых для выращивания сельскохозяйственных культур;
запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, запасных частей для ремонта газо-поршневых установок и оборудования энергоцентров тепличных комплексов, котельных, обеспечивающих функционирование тепличных комплексов;
оборудования и материалов производственных линий по сортировке, калибровке, фасовке, упаковке продукции;
оборудования и материалов, используемых для выращивания овощей в защищенном грунте, шмелей, рассады, холодильного оборудования;
материалов для упаковки и фасовки готовой продукции;
оплату услуг по ремонту сельскохозяйственной техники и оборудования, проведению подготовительных сельскохозяйственных работ для посадки и текущей обработки почвы, созданию и поддержанию микроклимата в тепличном комплексе.
В соответствии с приложением № 2 к Приказу льготный инвестиционный кредит предоставляется:
сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с 01.01.2017 на срок от 2 до 8 лет, на цели развития подотраслей растениеводства и животноводства, переработки продукции растениеводства и животноводства на:
реконструкцию и модернизацию (в том числе приобретение специализированной техники, оборудования и средств автоматизации) тепличных комплексов по производству плодоовощной и ягодной продукции в защищенном грунте, салатных культур и пряных трав по технологии гидропонирования;
строительство, реконструкцию и модернизацию (в том числе приобретение специализированной техники, оборудования и средств автоматизации) грибоводческих комплексов по выращиванию культивируемых грибов, компостных заводов, объектов малой энергетики (котельных, энергетических центров), объектов внешнего энергоснабжения (подстанций, воздушных и кабельных линий напряжением 110 кВ и выше);
сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, осуществляющим деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с 01.01.2017 на срок от 2 до 8 лет, на цели развития подотраслей растениеводства и животноводства, переработки продукции растениеводства и животноводства на строительство, реконструкцию и модернизацию тепличных комплексов (в том числе приобретение специализированной техники, оборудования и средств автоматизации) по производству плодоовощной и ягодной продукции в защищенном грунте, салатных культур и пряных трав по технологии гидропонирования, объектов по переработке льноволокна, комплексов по подготовке семян сельскохозяйственных растений;
сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с 01.01.2017 по 31.12.2024 на срок от 2 до 12 лет, на цели развития подотрасли растениеводства на строительство (в том числе приобретение специализированной техники, оборудования и средств автоматизации в рамках строительства) тепличных комплексов по производству плодоовощной и ягодной продукции в защищенном грунте, салатных культур и пряных трав по технологии гидропонирования.
Какие меры государственной поддержки оказываются сельскохозяйственным товаропроизводителям?
В настоящее время основным инструментом реализации государственной аграрной политики является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (далее - Государственная программа), в которой определены цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на долгосрочный период, финансовое обеспечение и механизмы предусматриваемых мероприятий.
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», оказывается в том числе в форме субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по поддержке сельскохозяйственного производства в рамках Государственной программы (далее - Субсидии), в соответствии с правилами предоставления и распределения Субсидий, приведенными в приложениях к Государственной программе, по следующим направлениям:
на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2019 № 1706 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2019 № 476») (приложение № 6 к Государственной программе);
на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 № 1573 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившими силу отдельных актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (приложение № 7 к Государственной программе) (в том числе на возмещение части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования (Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»));
на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 № 1573 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившими силу отдельных актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (приложение № 8 к Г осударственной программе);
в рамках реализации мероприятий ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» и мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках федерального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» (приложение № 10 к Государственной программе) в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2019 № 1477;
Кроме того, субъектам Российской Федерации предоставляются субсидии:
на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2018 № 1063 «О предоставлении и распределении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе»);
на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса (постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2018 № 1413 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса»).
Минсельхоз России предоставляет Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, а не напрямую сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия по оказанию поддержки сельскохозяйственного производства осуществляются субъектами Российской Федерации.
В рамках указанных полномочий субъектом Российской Федерации разрабатываются нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия предоставления средств государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Наиболее востребованным механизмом государственной поддержки, обеспечивающим динамичное развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции и поддержание высокого уровня инвестиционной активности бизнеса, является механизм льготного кредитования, реализуемый в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1528.
Данный механизм предусматривает предоставление сельскохозяйственным
товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса льготных
краткосрочных и льготных инвестиционных кредитов по ставке до 5 % годовых.
Какие меры государственной поддержки оказываются для развития аквакультуры?
В рамках реализации государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 314, предусмотрена государственная поддержка рыбоводных хозяйств в виде предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным с 01.01.2014:
а) на срок от 1 года до 3 лет - на приобретение кормов и рыбопосадочного материала для развития товарной аквакультуры, за исключением товарного осетроводства;
б) на срок до 10 лет - для реализации следующих инвестиционных проектов, направленных на развитие товарной аквакультуры (далее - инвестиционные проекты):
инвестиционные проекты на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов рыбоводной инфраструктуры, объектов по производству кормов и рыбопосадочного материала для товарной аквакультуры, объектов переработки и хранения продукции аквакультуры, а также на приобретение техники, специализированных судов, транспортных средств и оборудования для разведения, содержания и выращивания объектов товарной аквакультуры в соответствии с классификаторами в области аквакультуры (рыбоводства), утвержденными согласно части 4 статьи 3 Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
инвестиционные проекты на приобретение оборудования для разведения, содержания и выращивания осетровых видов рыб, а также на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов рыбоводной инфраструктуры для товарного осетроводства.
Процедура отбора инвестиционных проектов предусматривает отбор таких проектов в субъектах Российской Федерации с применением порядка, утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации при предоставлении субъектом Российской Федерации средств на возмещение части затрат, источником финансового обеспечения которых является субсидия.
Государственная поддержка рыбоводных хозяйств осуществляется в рамках Государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной промышленности, сырья и продовольствия» (далее - Государственная программа). Государственной программой предусмотрена государственная поддержка, в том числе на развитие товарной аквакультуры, являющейся подотраслью животноводства и относящейся к сельскохозяйственному производству:
на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - льготный кредит).
Получение льготного кредита осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1528 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее - постановление № 1528).
В целях реализации Постановления № 1528 утвержден приказ Минсельхоза России от 24 января 2017 г. № 24 «Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов» (далее - Перечень), которым предусматривается предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям льготных краткосрочных кредитов на срок до 1 года на цели приобретения рыбопосадочного материала, кормов и ветеринарных препаратов, а также льготных инвестиционных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции, на срок от 2 до 8 лет на цели строительства, реконструкции и модернизации объектов по переработке и хранению продукции товарной аквакультуры, включая приобретение перерабатывающего, холодильного и морозильного оборудования.
Кроме того, предприятиям отрасли доступны льготные инвестиционные кредиты на срок от 2 до 5 лет на приобретение объектов рыбоводной инфраструктуры и иных объектов, используемых для осуществления аквакультуры (рыбоводства), а также специальных устройств и (или) технологий (раздел 4 Классификатора в области аквакультуры (рыбоводства), утвержденного приказом Минсельхоза России от 18.11.2014 № 452).
Для получения льготного кредита заемщик должен соответствовать требованиям, установленным пунктом 4 Постановления 1528;
в рамках «единой» субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.
С 2017 года действует новый механизм государственной поддержки сельского хозяйства - «единая» субсидия, объединяющая ряд направлений предоставляемых ранее регионам субсидий на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе грантовую поддержку малых форм хозяйствования.
Указанная субсидия предоставляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, приведенными в приложении № 9 к Государственной программе.
Данная государственная поддержка предоставляется в соответствии с Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» Государственной программы.
Подробная информация о государственной поддержке на федеральном уровне размещена в разделе «О развитии и поддержке аквакультуры (рыбоводства) в Российской Федерации» официального сайта Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Министерство / Департаменты / Департамент регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) / Отраслевая информация / Документы / О развитии и поддержке аквакультуры (рыбоводства)).
Какие организации и предприятия могут принять участие в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства
Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Федеральный закон № 264-ФЗ) предусмотрена возможность участия сельскохозяйственных товаропроизводителей любой организационно-правовой формы и организаций агропромышленного комплекса в реализации мероприятий Государственной программы.
В целях Федерального закона № 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 % за календарный год.
Перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования в процессе своей научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2017 № 79-р.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
В случае подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленного Федеральным законом № 264-ФЗ, или организации, осуществляющей первичную и (или) последующую (промышленную переработку), заявитель может претендовать на оказание мер государственной поддержки.
За дополнительной информацией об участии в реализации мероприятий Государственной программы и о мерах государственной поддержки Минсельхоз России рекомендует обращаться в орган управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, в котором планируется осуществление деятельности.
О нормативно-правовом регулировании в области пчеловодства
Правовую основу регулирования отношений в области пчеловодства составляют такие акты федерального законодательства, как Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Федеральный закон от 03.08.1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве», Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Закон Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», нормы ветеринарного законодательства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, т.е. нормы гражданского и иных отраслей права, содержащиеся в федеральных законах, могут применяться в области пчеловодства.
В Правительстве Российской Федерации рассматривались законопроекты «О пчеловодстве», вносимые депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и даны заключения.
Заключениями Правительства Российской Федерации законопроект не поддержан. В них отмечено, что в настоящее время в 39 субъектах Российской Федерации реализуются региональные законы о пчеловодстве, установившие правовые и экономические основы деятельности по разведению, содержанию, охране медоносных пчел, их использованию для опыления энтомофильных растений, получению и переработке продуктов пчеловодства, а также созданию условий для повышения эффективности функционирования подотрасли.
Практика принятия законов о пчеловодстве, учитывающих специфические особенности ведения пчеловодства в каждом отдельном субъекте Российской Федерации, может быть применена и в других субъектах Российской Федерации, испытывающих потребность в регулировании правовых и экономических отношений в пчеловодстве на региональном уровне.
Таким образом, отношения в области пчеловодства, являющегося одной из отраслей сельского хозяйства, в достаточной мере урегулированы законодательством Российской Федерации, регулирование отношений в области пчеловодства отдельным законом представляется избыточным.
При этом введение норм, регулирующих отдельные вопросы, связанные с развитием пчеловодства, целесообразно осуществлять путем внесения дополнений в уже действующие федеральные законы в соответствии с их предметом регулирования. Необходимость внесения таких изменений должна быть обоснована и подтверждена практикой ведения пчеловодства.
Кто и чем утверждает перечень сельских территорий, сельских агломераций?
В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 № 1567, под сельскими территориями понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений и внутригородских муниципальных образований г. Севастополя. Перечень таких сельских населенных пунктов, рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга, а также муниципальные образования и городские округа Московской области.
Под сельскими агломерациями понимается сельские территории, а также поселки городского типа, рабочие поселки, не входящие в состав городских округов, и малые города с численностью населения, постоянно проживающего на территории, не превышающей 30 тыс. человек. Перечень сельских агломераций на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.